воскресенье, 13 ноября 2011 г.

Должно ли искусство быть прекрасным?


Именно таким вопросом я задалась после посещения в субботу ретроспективы Марины Абрамович в Гараже. (*Ретроспектива- это выставка работ одного художника, созданных в разные периоды его жизни.) Пару слов о художнице. Не уверена, можно ли ее так назвать, ведь она не создает картин и даже, на мой взгляд, произведений, но всё же позволю себе такую вольность. Она занимается перформансами вот уже 40 лет! Не могу удержаться и от того, чтобы сразу пояснить, «что же это такое и с чем это едят»! Перформанс - это форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. Это авангардное искусство! Так вот, с чем же нам пришлось столкнуться на этой выставке…
Первое, что приходится сделать, чтобы попасть в эту обитель хаоса,- пройти по узкому коридору между голым мужчиной и женщиной. Проход настолько узок, что единственный шанс протиснуться - боком, причем, к кому проходить лицом,- это выбор каждого! Не скрою, я всё-таки, опираясь на свои эстетические предпочтения, выбрала девушку! Да и мужчины, согласившиеся быть живыми колоннами, далеки от Аполлонов!:)


Что сразу заставило меня удивиться: я не испытала никакого смущения при виде обнаженных людей. И это навеяло мысль, что в нашем обществе сейчас такая вседозволенность, что нас уже ничто не удивляет, не смущает, не задевает. И, возможно, это одна из тысячи причин, почему современное искусство вступило на тропу шока и провокаций. Далее мы попали в просторное темное помещение, где только «живые представления» были освещены. Первое, что бросилось в глаза - дальняя стена с обнаженной барышней, висящей в воздухе. На самом же деле, она располагалась на сидении велосипеда. Ее поза напомнила мне рисунок Да Винчи. Но имела ли место быть эта ассоциация у Марины Абрамович, я не в курсе. В 3 строчках объяснения было что-то вроде «Это голая девушка, она сидит на мягкой части велосипеда. Конец.» Я, конечно, утрирую, но ничего, действительно объясняющего такой открывшийся мне вид, я не нашла! И эта прекрасная девушка смело смотрела в глаза тем, кто проходил мимо. Я с ужасом представляю, какая это боль целый час держать руки в поднятом состоянии. Да и сколько смелости и куража нужно, чтобы согласиться в этом участвовать!


Это не единственная обнаженная девушка, встретившаяся в этом же зале. Еще одна лежала со скелетом на теле. Что должно символизировать связь каждого человека со смертью. Вот уж спорно! Скорее связь каждого с биологией в школе. 


 Далее были представлены видеоролики из предыдущих перформансов, в которых участвовала Абрамович. Описывать всё не имеет смысла. Но несколько я просто не могу обойти вниманием: со своим возлюбленным Марина обменивается дыханием в поцелуе, пока оба не начинают терять сознание, ведь выдыхаем-то мы углекислый газ. Дальше было видео, где она кричит, пока не срывает голос, расчесывает волосы до крови, вырезает себе ножом крест на животе, 8 минут обменивается энергичными пощечинами со своим мужчиной, который, к слову, был ее партнером во всех ее «творческих начинаниях» и даже зашивает себе рот иголкой!!! Ах да, видео, где они голые разбегаются и бьются всем телом и лбами о колонны много-много раз, вызвало у меня бурю негодования. Толпа стоит, наблюдает до тех пор, пока двое не падают без чувств. А также самый известный ее перформанс: она лежит обнаженная на кушетке, вокруг нее 72 предмета, которые может брать любой желающий и делать с ней всё, что хочет. Кстати, этими предметами были: иголки, ножи, скальпель, пистолет, пила и тд. После того, как кто-то порезал ей шею и начал пить оттуда кровь, сама Абрамович признает, что психика ее сдала. 
И ВСЁ ЭТО называется искусством? Какие эмоции я должна была испытать после посещения этой выставки? Может быть, я должна была задуматься о чем-то важном, но не поняла, о чем?
Интернет-сообщество пестрит разными мнениями. Некоторые считают,что работы Абрамович на грани больной психики и явной склонности к мазохизму и вуайеризму, другие, что ее перформансы гениальны.
  Я не хочу давать оценки ее работам,но могу сказать,что не понимаю такого искусства. Выйдя из выставочного центра, я сказала, что не буду говорить о том, что видела, потому что не хочу запоминать это. Не хочу, чтобы в моем подсознании откладывался такой негатив. Я действительно считаю, что искусство должно быть во благо! Оно может касаться серьезных вопросов, социальных, психологических и каких угодно проблем, заставлять вас грустить или сочувствовать, но оно не должно кидать вас в поток кошмаров по ночам!!

И, кстати, оказывается у нас в Москве есть театр, в котором все актеры играют голыми. Но об этом в другой раз!

Ваша Лена!


5 комментариев:

  1. Написала огромный текст и судьба злодека не дала подписать его ником на жж..пропал веь

    ОтветитьУдалить
  2. Потрясающе!столько мыслей. Подобное настолько сильный пусковой механизм, толкающие на путь размышления. Согласно многих он натолкнет на параноидальные мысли о безумстве автора и его кровавости совмещенный с самым сокровенным видом человека - голый, обнаженный человек, ничем не прикрытый. Какой он и каков ты по отношению к тебе. И конечно метафора. Мета-аллегория. Мы так легко приходим мимо одетых людей или реагируем зачастую гораздо сильней на одежду людей, чем на сами их. Посмотри вот он безвкусно одетый парень, потертые ботики цвета детской неожиданности, и помятый свитер в катышках. Противный парфюм времен Иван Иваныч меняет профессию и еще и еще визуальные элементы материальных вещей, которые ты считываешь с него моментально и... и делаешь вывод о нем, сразу же, весьма неприятный тип. А вот, а вот он обнаженный, стоит пред тобой. И что? как ты его воспримешь? По другому, ты будешь смотреть на его тело! Его! Работу его родителей, природы его самого над своим телом. Он сам по себе прекрасен в своей гармонии анатомии тела. Конечно у каждого свои предпочтения. Те мужчины не произвели на тебя и на многих впечатления. А ты представь своих знакомых мужчин, которых не видела, обнаженными. некоторые из них наверняка хороши собой, и увидев их обнаженными, появилось бы желания узнать их, ну просто, как начало возможно чего-то большего. Ну эти линии у торса, сама понимаешь, здоровое молодое мужское тело, так приятное взору юной леди. Все никакие тряпки MADE IN CHINE не испортят твое к отношение к нему. Включится алгоритм интереса к объекту. Вот вот одна из десятков мыслей запущенных одним из подобных перфомансов. А мы очень зависим сейчас о упаковки, смотрим на неё, не желая увидеть естественную оболочку, уже молчу про желание увидеть глубину человека, если по стилю он не наш. мы мыслим стереотипно по пачке. И боимся дать другому показать себя, так сказать обнаженным, мы и сами боимся обнажить себя, не тело, а нашу сущность, напяливая не только на свое тело одежду которая модна, но и натягивая на свою душу и голову тот стиль себя который моден и понравится большинству.
    Мы противимся обнажить себя, зная, зная что многим не понравимся и как прячем за одеждой недостатки, подчеркивая достоинства, прячем и маскируем сами себя, зачастую не замечая тех кто так не делает и осуждая их за ту искренности и честность их жизни с социумом, в силу не возможности ими быть как все.
    Вот провокация для сознания сытого московского жителя. Грубо посягнувшая на скорлупку гламурного, теперь модно говорить брутального стиля жизни и красоты.

    ОтветитьУдалить
  3. я все же придерживаюсь того мнения, что это не искусство совсем

    ОтветитьУдалить
  4. О ужас, ну если следовать комментарию natailo, то давайте тогда все сразу сбрасывать с себя одежду, как только захотим показать истинных себя. Думаю,автор не это хотел сказать. А если это действительно то, что хотел показать автор, то либо он дурак полный, либо других держит за полных дебилов, коих в общем-то много было, есть и будет. Как всегда нашлись умники, способные проникнуть в сущность задуманного. Из говна вывели философию блин...

    ОтветитьУдалить
  5. Я считаю, что конечно, это искусство. По-моему, искусство призвано не только давать ответы, но и задавать вопросы.

    ОтветитьУдалить